Министерство образования Чувашской Республики

Финалисты республиканского конкурса «Воспитатель года Чувашии - 2018» обсудили современные тенденции развития дошкольного образования

Финалисты республиканского конкурса «Воспитатель года Чувашии - 2018»  обсудили современные тенденции развития дошкольного образования

19 апреля состоялся третий (очный) тур республиканского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года Чувашии - 2018». В нём приняли участие пять финалистов: Ирина Романова, воспитатель Ибресинского детского сада «Рябинка», Александра Фадеева, воспитатель детского сада № 13 г. Канаш, Екатерина Васильева, воспитатель детского сада № 48 «Журавлик» г. Новочебоксарска, Анастасия Гайнутдинова, воспитатель детского сада № 158 г. Чебоксары, Елена Михайлова, воспитатель детского сада № 19 «Родничок» г. Шумерля. Накануне путём жеребьёвки были определены темы публичных лекций каждой участницы.

Финалисты  в своих  выступлениях  говорили  о современных тенденциях развития дошкольного образования: преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федеральных  государственных образовательных  стандартов  дошкольного образования; современных формах и содержании повышения квалификации педагогических работников; вовлечения родителей в образовательный процесс и др.

Участники показали умение выявлять современные проблемы в образовании и обозначать траекторию их преодоления.

После  выступления с публичной лекцией  конкурсанты    в формате  ток-шоу «Профессиональный разговор»  обсудили проблемы, характерные для  развития дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.

В этом году ведущим профессионального разговора выступила кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой дошкольного образования Ольга Малова.

Первые вопросы «Что привело вас в профессию? Что удерживает вас в профессии?» показали, что участники конкурса пришли в профессию по-разному. Например, Анастасия Гайнутдинова (г. Чебоксары) с детства мечтала стать воспитателем,  Александра Фадеева (г. Канаш) пришла в профессию, поработав учителем начальных классов, Ирина Романова  (Ибресинский район) - учителем рисования,  Екатерина Васильева  (г. Новочебоксарск)  и Елена Михайлова (г. Шумерля)  - социальными педагогами. Всех их объединяет любовь к детям, желание  реализоваться в интересной, социально востребованной профессии, участвовать  в процессе формирования «людей будущего».

Лауреаты конкурса продемонстрировали собственную позицию, отвечая на  вопросы о необходимых качествах личности, которыми должен обладать педагог с точки зрения детей. Конкурсанты,  дополняя друг друга, пришли к выводу о  том,  что «любимый воспитатель» - это  человек, который играет вместе с ребёнком, может выслушать и помочь наладить общение со сверстниками, всегда позитивен и радуется вместе с ним даже самым незначительным его достижениям, это человек, от которого исходит «тепло».

Некоторое недоумение у конкурсантов вызвал вопрос о  «непрофессиональных людях» в сфере дошкольного образования. По мнению лауреатов конкурса, таких людей нет и не должно быть. Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. В ходе получения образования он овладевает разнообразными профессиональными умениями. Сформированные гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные умения позволяют педагогу осуществлять образовательную деятельность  с детьми, создавать условия для формирования личности воспитанника.

На несколько провокационный вопрос ведущего «Необходимо ли воспитывать родителей воспитанников?» участники конкурса ответили, подчеркнув  необходимость поддержки  семьи в решении вопросов развития и образования ребенка, укреплении его здоровья на основе  установления  партнерских отношений. Участники  высказались в контексте того, что родители являются активными участниками образовательного процесса в детском саду, однако к этому можно прийти только через  продуманную систему повышения педагогической компетентности родителей в том или ином направлении развития и образования дошкольника.

Лучшие воспитатели Чувашии вели диалог  об организации образовательной деятельности: какие трудности испытывают, какие  изменения необходимы (возможно и на уровне законодательства) для  повышения качества  дошкольного образования. И здесь финалисты   показали умение развить тему, продолжать высказанную мысль, обосновать её. Участники конкурса,  в качестве проблем дошкольного образования  на примере собственной образовательной практики, выделили следующее: недостаточность разнообразных игр, игрушек и других материалов, обеспечивающих развитие ребенка в детских видах  деятельности;  отсутствие таких специалистов, как педагог-психолог, учитель-логопед, а также старшего воспитателя в районном детском саду;  затруднения в  выстраивании и обеспечении  индивидуальной траектории развития ребенка, обусловленные количественным составом детского коллектива.

В заключение профессионального разговора конкурсантам была предоставлена  возможность задать самим себе вопросы от лица жюри.  Участники конкурса  предложили достаточно интересные вопросы:  каково влияние участия в профессиональном конкурсе «Воспитатель года Чувашии» на педагогическое мировоззрение педагога;  какие психолого-педагогические условия должны быть созданы  в обеспечении социализации ребенка;  каковы пути адаптации и  развития ребенка с ОВЗ  в условиях массовой группы детского сада?

Жюри III (очного) этапа конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2018»  отметили выступления конкурсантов на ток-шоу «Профессиональный разговор», подчеркнув их содержательность, индивидуальность и  убедительность.  О том, кто же станет победителем республиканского профессионального конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2018»,  узнаем 28 апреля на торжественной церемонии награждения победителей и лауреатов республиканских профессиональных конкурсов во Дворце культуры имени Якова Ухсая.

(По материалам Чувашского республиканского института образования)



19 апреля 2018
16:11
Поделиться