Министерство образования Чувашской Республики

Откровения жителей блокадного Ленинграда потрясли юных кадетов, "Советская Чувашия"

«Мы пьянели от аромата хлеба…»

Раисе Григорьевне Жирновой почти 90 лет, но она помнит, как перебиралась на полуторке с мамой и младшим братиком по Дороге жизни через Ладожское озеро, будто это было вчера. «Папа у нас был водителем и устроил так, что вместе с оборудованием какого-то завода, которое нужно было вывезти, повезли и нас. Мама закрыла меня и брата клеенкой, и мы поехали. «А берег видно?» — все спрашивала я у мамы, и она успокаивала: «Видно, видно…» — пока колеса не воткнулись во что-то твердое. Мы испугались, а это земля! Когда вышли, мама пошла оформлять документы, а вернулась с пакетом пряников…»

Тут Раиса Григорьевна запнулась, чтобы не дать воли нахлынувшим слезам. «Помню вкус пряников и то, как было обидно, что дала только по две штучки, больше нельзя было…» — взволнованно, будто извиняясь за что-то, поведала она корреспонденту «СЧ». Хотя до этого рассказывала все без остановки, словно прокручивая в голове кадры из фильма: о том, в каком доме жили, причем назвала точный адрес, как между бомбежками ходила с бидоном за водой на Неву. Как однажды ее отец, пытаясь найти хоть какое-то пропитание для детей, обнаружил какие-то мешки с чем-то белым и, думая, что это мука, макнул туда палец и облизнул.

«Мы нашли его в ужасном состоянии в больнице Коняшина, — вспоминает жительница блокадного Ленинграда, — во дворе, помню, лежала груда человеческих тел. Но папа, слава богу, выжил и хорошо, что нас не накормил той отравой. Хотя однажды, по счастливой случайности, он подобрал выпавшую из машины головку сыра. Возможно, он предназначался другим, и тот поступок был нечестным, но это помогло моей семье пережить зиму. Мама пекла какие-то лепешки, добавляя жмых, ну а к весне начали все опухать от голода. Тогда родители и приняли решение — во что бы то ни стало выбраться из города»…

Раису Жирнову и еще 11 свидетелей блокады Ленинграда, 75-летнюю годовщину освобождения от которой страна отмечала на днях, пригласили вчера в Чувашский кадетский корпус. В актовом зале кадеты встречали блокадников стоя и бурными аплодисментами. Добрые слова в адрес освободителей Ленинграда и его жителей, переживших долгую и страшную осаду, произнес и Глава республики.

Цифры:

49 героев блокады Ленинграда проживают сейчас в Чувашии, 
11 из них награждены медалью «За оборону Ленинграда», 
38 — знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

«Бок о бок с чувашским народом вы поднимали промышленность страны, трудились на благо республики. За плечами каждого из вас десятилетия трудового стажа. Мы всегда помним, какую тяжкую долю вам пришлось испытать, и сделаем все возможное, чтобы продлить ваше долголетие, сберечь здоровье», — подчеркнул Михаил Игнатьев в приветственной речи.

Вручив ветеранам памятные знаки Санкт-Петербурга «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», он обратился и к кадетам: «Перед вами настоящий пример жизнелюбия, мужества и стойкости».

«Желание поведать молодым людям подлинную историю войны, такую, какая она есть, ежегодно собирает нас на подобных мероприятиях», — отметила потом ветеран труда Вера Александровна Виноградова. В августе 1942 года вместе с заводом «Электросила» ее семья была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Чувашию, где она и осталась.

Вторую родину здесь обрели Борис Письменный, Лариса Лермонтова. Отец Ларисы Ивановны пропал без вести на войне, а мать умерла в Ленинграде от голода. Пятилетнюю сироту в 1943 году эвакуировали в Шумерлю, где ее удочерила одна семья. Лариса Ивановна читала кадетам стихи, они же в свою очередь приготовили для почетных гостей концерт. Приютили Чебоксары и Виктора Никулина, в Ленинграде погибли его мать и сестренка.

«После многомесячного голода мы пьянели от аромата хлебных караваев», — вспоминали повзрослевшие дети Ленинграда.

«Я просто потрясен мужеством этих людей, — признался ученик 10 А класса Максим Соловьев, планирующий после окончания Кадетского корпуса поступить в Новосибирское высшее командное училище и стать офицером. — Пусть они не сражались, а были всего лишь детьми, но то, что они смогли выжить в нечеловеческих условиях, вызывает огромное уважение. Что бы сейчас ни говорили, сдавать Ленинград врагу нельзя было. Если бы это произошло, тех, кто сегодня пришел к нам на встречу, не было бы в живых, а может, и нас тоже… Хочется сделать так, чтобы такое никогда не повторилось».

Самого доброго и светлого пожелала Раиса Жирнова кадетам. «Как бы плохо ни было, никогда не унывайте и не отчаивайтесь, — сказала она ребятам. — Берегите то, что у вас есть, и даже тот хлеб, что у вас на столе сейчас всегда в достатке». Выкинуть даже черствый хлеб у блокадницы рука не поднимается. Столько лет прошло, но у нее всегда хранится мешочек с сухарями.

 

Фото Олега Мальцева: В 107 городах России и зарубежья живут свыше 10 тысяч эвакуированных из блокадного Ленинграда детей, ставших теперь бабушками и дедушками. Но в душе они по-прежнему остаются ленинградцами.